Экономика

Экономист Беляев: Снижение ключевой ставки впервые за 3 года не имеет смысла

10 июня 2025, 13:11
Фото: пресс-служба Центробанка
10 июня 2025, 13:11 — Силовой Блок

Решение Центрального Банка России снизить ключевую ставку не окажет никакого положительного влияния на национальную экономику, об этом в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» заявил кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. Как подчеркнул эксперт, в регуляторе к тому же сразу обозначили собственную готовность вновь повысить ставку.

«Я думаю, что даже медленных изменений не стоит ожидать, не то что каких-то быстрых. Руководство ЦБ это сделало под давлением бизнес-сообщества».

«То, о чем нам сообщили на пресс-конференции — на это вообще не стоит обращать внимания, потому что это «сочинение на вольную тему». При этом Эльвира Набиуллина сразу обозначила, что готова опять вернуться к прежней жесткой политике, если инфляция не будет показывать дальнейших признаков снижения», — заявил Михаил Беляев.

Последствия снижения ключевой ставки

По словам собеседника «Силового блока», единственное, что точно поменяется после решения ЦБ — снизятся ставки по депозитам в кредитных организациях. Банки, скорее всего, быстро отреагируют, и условия будут ухудшены. Как добавил Михаил Беляев, ставка сейчас по-прежнему «запретительная».

«Между 21 % и 20 % разницы нет никакой для экономики. Кроме того, банки такие новости воспринимают с радостью как сигнал к тому, что можно снизить ставку по вкладам и депозитам. Они отреагируют моментально».

«Вот это единственное, на что оказывает влияние сниженная ключевая ставка. Все остальное, что случится, позитивное или негативное, полностью соответствует постулату греческих философов: «После этого не значит вследствие этого». Организм у нас не видит разницы между 100 градусами температуры воды и 90, хотя я никого не призываю к тому, чтобы это проверить на себе. Повторюсь, для экономики это вообще не ощутимо. 21 и 20 % — все это запретительная зона», — подчеркнул экономист.

Он добавил, что денежно-кредитный регулятор может даже не возвращаться к ставке в 21 %. Уровень в 20 % и так мешает развитию экономики. Вероятно, свою жесткую политику ЦБ будет объяснять инфляционными ожиданиями.

«Разумеется, ничего не поменяется в лучшую сторону и на рынке ипотечного кредитования. Это же тоже кредит, который подчиняется всем классическим рыночным законам».

«Все идет в одном русле. В Центробанке могут даже не возвращаться к 21 % и сидеть на 20 % хоть месяц, два, три, четыре или пять, не важно, все это время нам будут рассказывать, что они не видят признаков устойчивого снижения инфляции. Или какого-нибудь там охлаждения чего-нибудь, они накрутят этих слов. Набиуллина очень любит термин «инфляционные ожидания». В теории западной экономики действительно есть такое понятие, но четкого механизма действий нет, все на уровне ощущений, потому что измерить это никак нельзя», — заявил Михаил Беляев.

Собеседник издания пояснил, что те самые инфляционные ожидания предполагают, что население внутренне уже готово к росту стоимости жизни. Этим и пользуются компании, которые без страха повышают цены на свою продукцию.

«Население и корпорации предвидят, что может быть увеличение цен, и они вроде бы к этому внутренне готовы».

«И раз они к этому внутренне готовы, то продавцы понимают, что люди практически уже ожидают подорожания, и они спокойно накидывают к стоимости своей продукции несколько процентов. Протеста это не вызывает, так как к этому уже вроде бы были готовы. Ожидания не означают, что это тут же надо исполнять. Но у ЦБ эти ожидания вытянуты на первое место», — резюмировал Михаил Беляев.

Зачем ЦБ снизил ставку

На заседании 6 июня совет директоров Банка России принял решение о снижении ключевой ставки с 21 % до 20 % годовых. Об этом сообщила пресс-служба регулятора. Предыдущее смягчение денежно-кредитной политики произошло в сентябре 2022 года, когда ставку уменьшили с 8 % до 7,5 %. После этого на протяжении почти трех лет Центробанк либо повышал ставку, либо оставлял ее без изменений.

«Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться. При том что внутренний спрос по-прежнему опережает возможности расширения предложения товаров и услуг, российская экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста», — сказано в заявлении регулятора.
Согласно консенсус-прогнозу РБК, финансовые рынки допускали возможность смягчения политики ЦБ, однако большинство аналитиков не рассматривали это как основной сценарий. Из 30 опрошенных экспертов крупных российских банков и инвестиционных компаний только 10 прогнозировали снижение ставки, причем их оценки варьировались от 25-50 базисных пунктов до 200 б. п. (до 19 %). Остальные 20 участников опроса ожидали сохранения ставки на уровне 21 % до следующего заседания в июле.

В своем заявлении регулятор указал, что хотя проинфляционные риски снизились, они по-прежнему преобладают над дезинфляционными в среднесрочной перспективе. К проинфляционным факторам ЦБ отнес превышение темпов роста экономики над сбалансированными показателями, высокие инфляционные ожидания населения и ухудшение условий внешней торговли. Основными дезинфляционными рисками регулятор назвал возможное более существенное замедление кредитования и внутреннего спроса под воздействием жесткой денежно-кредитной политики.

«Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Это означает продолжительный период проведения жесткой денежно-кредитной политики. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции и инфляционных ожиданий», — сказали в ЦБ.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина пояснила, что эффект от предыдущих повышений ставки продолжает оказывать сдерживающее влияние на инфляцию.

Кто выступал за снижение ставки

Идею смягчения денежно-кредитной политики в июне поддерживали министр финансов Антон Силуанов и глава Минэкономразвития Максим Решетников. Силуанов отмечал снижение инфляции в последние месяцы, что создает условия для корректировки политики ЦБ. Решетников подчеркивал необходимость своевременного смягчения для сохранения целевых темпов экономического роста.

Ожидания снижения ставки выражали и представители бизнеса. Кирилл Дмитриев из РФПИ и Александр Шохин из РСПП заявляли о надеждах делового сообщества на смягчение денежно-кредитной политики. Они отмечали наличие соответствующих макроэкономических предпосылок.

Глава ВТБ Андрей Костин также прогнозировал снижение ставки, ссылаясь на признаки замедления экономики и инфляции. В то же время его заместитель Дмитрий Пьянов ожидал сохранения ставки на прежнем уровне.

К началу июньского заседания Банка России ценовая динамика демонстрировала признаки стабилизации. Как отмечали ранее эксперты регулятора, пик годовой инфляции был зафиксирован в марте, после чего в апреле и мае наблюдалось существенное замедление темпов роста цен. Согласно данным Росстата, показатель инфляции в апреле снизился до 10,23 % по сравнению с мартовскими 10,34 %. Значительную роль в этом замедлении сыграло укрепление национальной валюты. По расчетам заместителя председателя ЦБ Филиппа Габунии, с декабря 2024 года курс рубля к доллару США вырос приблизительно на четверть. Продолжилась тенденция снижения инфляции и в мае — по информации из обзора Минэкономразвития, за неделю с 27 мая по 2 июня годовой показатель составил 9,66 %.

Ранее «Силовой блок» сообщал, что Илон Маск совершенно прав в своей критике западной экономики.




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!