Главное
Генерал ФСБ Михайлов: Обмен телами стал для Киева бомбой замедленного действия
Автор: Александр Михайлов
11 июня 2025, 13:20
Киев пока не забирает тела погибших солдат ВСУ сразу по нескольким причинам, заявил в рамках разговора с корреспондентом издания «Силовой блок» генерал-майор Федеральной службы безопасности в отставке Александр Михайлов. Во-первых, властям придется выплачивать огромные компенсации. Во-вторых, не стоит исключать социального взрыва в бывшей советской республике.
«У Киева есть понимание, и оно основывается на одной простой причине. Как только появятся тела, сразу появится необходимость в социальных выплатах людям, которые потеряли своих близких, а это 6000 семей».
«Плюс ко всему, они прекрасно понимают, что все тела эти надо будет обрабатывать, чтобы установить личность. Способны они это сделать? Я сомневаюсь, потому что власти Украины вообще рассматривают своих людей как расходный материал. Мы уже давно наблюдали, как на Западе правильно говорили, что Киев намерен воевать до последнего украинца, они не являются для них людьми», — отметил Александр Михайлов.
Почему Киев не забирает тела
По словам собеседника издания, родственники погибших солдат ВСУ наверняка начнут сильнее задаваться вопросом, за что погибли украинские мужчины. Все это будет иметь тяжелые политические последствия для Киева, уверен Александр Михайлов.
«Должна быть осуществлена экспертиза, идентификация лиц, которые невозможно установить по документам».
«Еще момент, где хранить? Все-таки Украина понимает, что начнется активное возбуждение в обществе, у родственников появится понимание, что их сын, брат, муж и так далее погибли зря. Для руководства Украины появятся очень тяжелые политические последствия. Родственники будут задавать вопрос: «За что?» Вот за что эти ребята погибли? За что такая судьба? За что такая судьба родственникам, ради чего? Это бомба замедленного действия», — сказал генерал ФСБ в отставке.
Что касается реакции мирового сообщества, то, по мнению Александра Михайлова, такое поведение Киева, скорее всего, не бросит на него тень. Например, в той же Европе есть множество собственных проблем, куда сконцентрировано почти все внимание.
«Когда на переговорах эту тему поднимали, то, естественно, они не могли отказаться от нее».
«Тогда в Киеве не осознавали, какие последствия у этого будут, потому что это удар по политическому руководству Украины. Я не исключаю, что на этом фоне будут какие-то беспорядки и будут какие-то возмущения, также это удар по политическому престижу Украины. Что касается международного престижа, то не думаю, что тут будут у Киева проблемы, если только частично. Это интересно только определенной группе политиков. У того же европейского общества свои проблемы. Мне кажется, что сейчас на Украине просто не знают, что делать, как из этой ситуации выкручиваться. Нужно же разворачивать целые лаборатории, проводить судебно-медицинскую экспертизу, искать родственников, их информировать. Я уже не говорю о каких-то ритуальных вещах», — резюмировал Александр Михайлов.
Кремль — об обмене телами
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России, накануне сообщил, что окончательная цифра тел погибших военных, которые Украина готова принять в рамках обмена, пока не известна российской стороне. Он подчеркнул, что Россия уже давно готова к проведению репатриации на границе. Это событие находится на виду у всех, добавил Песков. По его словам, российская сторона не скрывает своей позиции. На вопрос о том, поступала ли информация от Украины о конкретных сроках забирания тел, Песков ответил, что контакты продолжаются, но точных данных пока нет.
«Нет окончательного понимания, осуществляются контакты, идет сопоставление цифр. Как только будет окончательное понимание, тогда, мы надеемся, состоится этот обмен», — сказал спикер Кремля журналистам.
Второй раунд прямых переговоров между делегациями России и Украины в Стамбуле 2 июня предусматривал обмен 6 тысячами тел погибших военнослужащих. Однако по информации, предоставленной Владимиром Мединским 7 июня, в район репатриации были доставлены 1212 тел украинских военных, но Украина отложила процесс на неопределенное время. В руководстве Главного управления разведки Минобороны Украины говорили, что обмен был намечен на следующую неделю. В свою очередь, координационный штаб Украины по вопросам обращения с военнопленными утверждал, что Москва действовала односторонне.
На переговорах в Стамбуле стороны также договорились об обмене военными младше 25 лет, тяжелоранеными и тяжелобольными. Первый этап такого обмена состоялся 9 июня, однако ни одна из сторон не раскрыла количество вернувшихся военнослужащих. Обсуждался и формат «всех на всех», но детали этой инициативы остаются неизвестными.
Прошедший обмен
Министерство обороны России ранее сообщило, что впервые с территории, контролируемой Киевом, вернулись российские военнопленные, возраст которых не превышает 25 лет. Точное количество участников обмена не раскрывается. Военные после обмена находились на территории Беларуси, где им оказали психологическую и медицинскую помощь. В дальнейшем они будут проходить лечение и реабилитацию в военных медицинских учреждениях на территории РФ.
«Возвращена первая группа российских военнослужащих возрастом до 25 лет. Взамен передана аналогичная численность военнопленных ВСУ», — сказали в МО России.
Украинская сторона позже подтвердила факт обмена с российской стороной, но не указала количество участников. Владимир Зеленский отметил, что процесс будет проходить в несколько этапов в ближайшие дни. В своем Telegram-канале он подчеркнул, что обмен сложный, требует многих деталей, а переговоры происходят фактически каждый день.
Уполномоченный по правам человека Украины Дмитрий Лубинец сообщил, что в основном в обмене участвовали молодые люди, родившиеся в 2000 году. Среди них были военные морской пехоты и десантно-штурмовых войск Украины, а также те, кто был захвачен в плен в Мариуполе.
С момента начала военных действий Россия и Украина провели свыше 80 обменов пленными. Три последние этапа состоялись после первых за три года прямых переговоров в Стамбуле 16 мая, когда стороны договорились об обмене в формате «1000 на 1000». 23 мая стороны обменяли по 270 военных и по 120 гражданских лиц. В числе вернувшихся в Россию — жители Курской области, попавшие в плен при вторжении ВСУ. На следующий день, 24 мая, были переданы по 307 военных, а 25 мая — еще по 303.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что после отказа Киева забирать тела украинцы осознали, кто их настоящие враги.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!

