Главное
Экономист Колташов: Выгода России от конфликта Ирана и Израиля ограниченная
Автор: Василий Колташов
18 июня 2025, 13:32
Повышение цен на нефть, которое произошло из-за обострения ситуации между Ираном и Израилем, в какой-то степени выгодно России. Однако рост стоимости жидких углеводородов оказался не таким серьезным, как многие ожидали. Об этом в рамках разговора с изданием «Силовой блок» заявил руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Несомненно, повышение цен на нефть, а значит, и на сжиженный природный газ, России выгодно. Однако России не выгодно исчезновение коридора Север-Юг в результате государственного захвата власти в Иране проамериканскими и произраильскими силами».
«Это совсем невыгодно. Поэтому текущий кризис, если он просто без изменений мог бы существовать, конечно, уменьшал бы поставки нефти из Ирана на мировой рынок, он выгоден с точки зрения экспорта. Но здесь нужно сказать о серьезной оговорке. Дело все в том, что цены выросли не так радикально. Допустим, с 65 до 73-74 долларов за баррель, и цены на нефть уже снижаются. По крайней мере, вчера они показывали серьезное снижение к 72 долларам за баррель. А это говорит о том, что рынок не так видит перспективу, как хотелось бы видеть с российских патриотических позиций. То есть мы бы хотели видеть, что цены поднялись и остались, например, около 80 долларов за баррель. С точки зрения рынка повышение цен влечет за собой спад потребления на Западе. В частности, в Евросоюзе», — сказал Василий Колташов.
Почему цены растут так медленно
Отчасти причина, почему жидкие углеводороды не взлетели в цене на фоне атаки Израиля по Ирану, заключается в сокращении промышленности в Европе. В прошлом обострение конфликта на Ближнем Востоке подбросило бы цены до 100 долларов за баррель. Однако сейчас бочка дорожает незначительно.
«В ЕС идет интенсивное разрушение среднего класса, промышленность сокращается, следовательно, повышение цен на энергоресурсы довольно сильно бьет по европейской экономике».
«Все знают, что именно это происходит, такая же ситуация была пройдена с нашим газом до взрыва «Северных потоков», стоимость тысяч кубометров жидкого природного газа доходила до 4 тысяч долларов в моменте. Безумная цена. А теперь ситуация иная. Но потом цены падали, цены упали до нынешнего уровня. Было значительное падение. Не было такой экономической политики на Западе, которая сохраняла бы промышленность. Они жертвовали промышленностью спокойно, легко. Умирает? Ну и пусть умрет. Германию особенно не жалко никому было. И цены снижались именно поэтому. То есть если бы они боролись за сохранение промышленности, как это было в условиях повышения цен на нефть в 1970-е годы, то цены держались бы стабильно высокие. То есть сейчас была бы цена, допустим, 100 долларов за баррель, и в связи с кризисом на Ближнем Востоке она поднялась бы до 110 долларов. Но поскольку они свою промышленность, свой средний класс спокойно убивают, то возникает не устойчивая для рынка ситуация. И на рынке это знают, чувствуют. Как следствие, мы пока наблюдаем такое неустойчивое повышение цен на нефть, несмотря на угрозу перекрытия Ормузского пролива и вообще эскалацию в целом», — заявил Василий Колташов.
Почему Россия за мир
Как отметил собеседник «Силового блока», даже если произойдет эскалация конфликта между Ираном и Израилем, то абсолютно не факт, что цены на нефть сильно вырастут. К тому же мировые державы сейчас активно пытаются прекратить противостояние, предлагая посредничество. Так, России совершенно невыгодно, чтобы Иран был уничтожен.
«Абсолютно нет никакой уверенности, что может быть повышение до 80 долларов за баррель в случае еще большей эскалации».
«И отчасти именно поэтому российская политика сейчас — это призывы к переговорам на Ближнем Востоке. Тем более что страны не соприкасаются. Соединенные Штаты должны воздержаться от агрессии, от интервенции в регион. На мой взгляд, в Кремле трезво оценивают перспективы. И с точки зрения коридора Север-Юг, нашей связи с Индией по континенту, нам не нужно, чтобы Иран был уничтожен. Совершенно не нужно, чтобы там была, как в Ливии, перманентная гражданская война. Совершенно не нужно. А это единственный сценарий западного вмешательства», — отметил Василий Колташов.
В качестве примера экономист привел события, когда боевики ХАМАС напали на Израиль. Еврейское государство тогда дало отпор, что сильнее сказалось на рынке нефти, если сравнивать с текущей динамикой. Это также подтверждает «вялость» экономик западных государств.
«Даже когда в Палестине начались активные действия ХАМАС, цена взлетала до 90 долларов за баррель и выше».
«Как мы далеко от этого уровня. Хотя ситуация в 100 раз серьезнее в военно-политическом смысле. Это говорит о вялости потребителя прежде всего. У спекулянтов аппетиты могут быть большие. Но ситуация еще вялая на рынках и в экономиках Запада», — заявил собеседник издания.
Важность Ормузского пролива
В свое время член парламентского комитета Ирана по национальной безопасности и внешней политике Эсмаил Косари сообщил, что Тегеран рассматривает возможность блокировки Ормузского пролива, важного для транспортировки нефти на мировые рынки.
«Сейчас рассматривается вопрос о закрытии Ормузского пролива, и Иран без колебаний примет соответствующее решение», — сказал чиновник.
Иранские эксперты оценивают, что закрытие пролива приведет к резкому падению поставок нефти, а ее цена может взлететь до $250 за баррель. После авиаударов Израиля по Ирану стоимость Brent подскочила на 13 % и достигла $78,5. Через Ормузский пролив ежедневно проходит около 20 % мировой добычи нефти и до 30 % сжиженного природного газа.
В 2011 и 2018 годах иранские власти уже предупреждали Запад о возможном закрытии пролива в случае усиления санкций. Эксперты говорят о двух сценариях. В первом случае Иран готов блокировать потоки, но не намерен делать это немедленно, чтобы «демонстрировать позицию Западу». Однако если ограничения на экспорт нефти сохранятся или санкции ужесточатся, правительство может приступить к реализации угроз.
Эксперты JPMorgan предупреждали, что конфликт на Ближнем Востоке или блокада Ормузского пролива могут спровоцировать рост цен на нефть до $130 за баррель.
США выдвинули ультиматум
ABC News сообщило, что на совещании президента США Дональда Трампа с Советом национальной безопасности в Белом доме обсуждался критический период в конфликте между Ираном и Израилем. Участники встречи отметили, что ближайшие 24–48 часов станут определяющими. Если за это время не будет найдено дипломатическое решение, США могут рассмотреть возможность применения военной силы.
До начала совещания Трамп в социальной сети Truth Social опубликовал серию заявлений, в которых назвал верховного лидера Ирана аятоллу Али Хаменеи «легкой мишенью» и потребовал безоговорочной капитуляции страны. Несмотря на жесткую позицию президента, американские чиновники полагают, что Иран, находясь в слабой позиции, будет вынужден вернуться к переговорам. По их мнению, Тегеран в итоге согласится на условия, предусматривающие полный отказ от обогащения урана.
Если Иран примет предложение, переговоры на высоком уровне, в которых примут участие спецпосланник Трампа Стив Уиткофф и вице-президент Джей Ди Вэнс, могут состояться уже на этой неделе. ABC отмечает, что Тегерану нужно принять решение как можно скорее, так как Трамп дал понять, что его терпение иссякло. CBS и Axios ранее сообщали, что республиканец не исключает ударов по иранским ядерным объектам.
The New York Times, ссылаясь на разведданные, предупредила, что в случае участия США в операции Израиля против Ирана Тегеран ответит ракетными ударами по американским базам на Ближнем Востоке. В регионе вооруженные силы США приведены в состояние повышенной боевой готовности.
Ранее «Силовой блок» сообщал, что прокси-война Израиля с Ираном демонстрирует уязвимость Европы.
Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!