Главное

В Москве прошел круглый стол по проблемам малой авиации в России

29 ноября 2018, 11:57
29 ноября 2018, 11:57 — Силовой Блок

28 ноября в Доме общественных организаций состоялось заседание Совета отечественных производителей в сфере обороны и безопасности общественной организации «Офицеры России». Тема встречи – «Малая авиация России: проблемы и пути решения».

Первым свой доклад зачитал начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров. В нем говорилось об общем снижении уровня безопасности полетов в стране. В то время, как в период с 1997 года по 2005 регистрировалось в среднем по два связанных с самолетами происшествия в год, то на данный момент их количество возросло до 25-35. Причем, упрощенный подход к мерам безопасности становится все больше тенденцией. Это касается всего: подготовки персонала, пилотов, подготовки судна, процедуры сертификации техники и площадок.

К тому же к коммерческим перевозкам допускают молодых пилотов, только окончивших ВУЗ, которые еще не налетали необходимые для опыта часы. По идее такие молодые специалисты должны допускаться только к легким работам, вроде поиска и патрулирования. Мастеров подчеркнул, что если законы подвергнутся дальнейшей либерализации, то тогда «начнется настоящий самолетопад».

Вывод доклада: необходимо разработать новую специальную программу, чтобы взять под контроль все эти процессы.

В ходе дискуссии было упомянуто, что в современном российском воздушном законодательстве вообще нет такого понятия как «малая авиация», что уже создает проблемы для законотворчества в области этих воздушных судов.

Еще вспомнили, что сейчас в России всего шесть летных учебных заведений, а если точнее — два, плюс филиалы. Отсюда — нехватка квалифицированных пилотов, много летчиков с фальсифицированными документами, иногда практически купленными в переходе.

Также Мастеров пожаловался, что законотворчеством в области авиации занимается Минтранс, и Росавиация может лишь направлять туда свои предложения, которые необязательно будут реализованы.

Сейчас же в результате действий Минтранса за штурвалами коммерческих воздушных судов зачастую находятся иностранные пилоты, которые не смогли трудоустроиться у себя в стране. В то время как отечественные кадры остаются либо без работы, либо уходят работать за рубеж.
Отток кадров, как и уровень безопасности полетов, — одна из главных проблем отечественной авиации.

Также был поднят вопрос о беспилотных летательных аппаратах (БЛА), количество которых все больше растет. Пока что в стране они законодательно никак не регламентированы, и в Росавиции надеются перенять опыт США и Европы — как сертифицировать беспилотники, регистрировать сами аппараты и, так называемых, «внешних пилотов», которые ими управляют.

Беспилотные аппараты делятся, как и любое воздушное судно, на гражданские и военные, в зависимости от веса. Но сейчас нет четкой схемы процедуры сертификации подобных аппаратов, а в следствие нет и заявлений о регистрации от их владельцев. Поэтому сейчас в воздухе такое большое количество не учтенных БЛА.

Владимир Тюрин, член Комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения, в своем докладе выразил недовольство, что Росавиции просто никто не поручил развивать гражданскую малую авиацию, что ей никем не поставлена задача повышать безопасность полетов. Вывод — разработка новой программы необходима.

К тому же, по статистике в РФ должно быть около 15-20 тыс. легких воздушных судов, но сейчас зарегистрировано только 4 тыс. Все дело в том, что процесс регистрации судна очень трудоемкий, и производится сейчас только в Москве. Проблема заключается в том, что в России воздушное судно вносится в реестр так же, как недвижимость, отчего малые эксплуатанты предпочитают не связываться с процессом вноса в реестр своих летательных аппаратов.

Ко всему прочему в России практически нет своего авиапроизводства. Всему виной маленький внутренний рынок, из-за чего производители легких судов ориентируются не на отечественный, а на мировой рынок. Сертификация на западе дорогая, российские производители на этом рынке еще новички и еще одна из проблем в этом плане — политические трения между странами.

По поводу нехватки кадров и слабой квалификации пилотов присутствующие пришли к выводу, что в России необходимо ввести своего рода «автошколу» для пилотов, поскольку само государство пилотов не готовит. Специалист должен сначала научиться пилотировать частный самолет, а уже потом, налетав определенное количество часов, переходить на коммерческий.

Вот как ход и итоги совещания прокомментировал ИА «Силовой блок» председатель Президиума «Офицеров России» Сергей Липовой: «Малая авиация на сегодняшний день у нас находится в очень сложной ситуации, так как она законодательно нигде не закреплена, ни в одном государственном документе не отмечена роль и место малой авиации в жизни нашего общества. Проблемы были подняты, проблемы только начали обсуждать, круглый стол еще будет продолжаться. Я подозреваю, что не один раз. Мы в ближайшие месяцы планируем провести очередной круглый стол по продолжению обсуждения проблем для того, чтобы выработать решение и отправить в законодательные органы — в Министерство транспорта, в Комиссию по авиации при президенте Российской авиации, чтобы дальше продолжить обсуждение».

В мероприятии приняли участие главный советник департамента Управления Президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета РФ Светлана Романцова, начальник Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации Сергей Мастеров, председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА) Владимир Тюрин, почетный президент Федерации любителей авиации Виктор Заболотский, президент ФВС России, первый вице-президент и делегат России в Международной вертолетной комиссии FAI Ирина Грушина.




Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в Telegram-канале «Силовой блок». Присоединяйтесь!